По словам министра экономического развития, её вызвало отсутствие адекватного валютного спроса и предложения, из-за чего многие экономические агенты были вынуждены приобретать валюту на «чёрном» рынке по более высокому курсу.
Инфляция из-за падения курса рубля уже произошла. Он пояснил, что имеет в виду рост курса доллара на так называемом «чёрном» рынке, где американскую валюту многие экономические агенты были вынуждены покупать из-за недостатка её предложения в легальных банковских и кредитных организациях. В результате значительный всплеск инфляции пришелся на июнь – 2,6%. Однако уже в июле в Приднестровье, наоборот, наблюдалась дефляция (1,3%). По итогам же семи месяцев уровень инфляции составил 2,3%.
«Та инфляция, которая произошла в июне месяце, это и была та самая инфляция, связанная, если можно так сказать, с неофициальной девальвацией, связанная с наличием второго неофициального курса», – отметил министр.
Дмитрий Болтрушко добавил, что, учитывая этот фактор, значительного скачка инфляции от поднятия курса доллара коммерческими банками ожидать не стоит.
Ранее заместитель председателя ПРБ Александр Лянка отмечал, что сдерживанию инфляции также способствует то, что на валютном аукционе ПРБ иностранная валюта по-прежнему реализуется по официальному курсу. Это позволяет сократить издержки при закупке многих импортируемых товаров. Однако банкир также подчеркнул, что валюты, реализуемой на аукционе, для всех нуждающихся в ней предприятий не хватает, и часть из них всё равно покупает её по коммерческому курсу в обслуживающих банках либо на «чёрном» рынке.
В целом же, по словам министра, необходимо установить такой курс, который бы позволил уравновесить официальный с неофициальным, так как курсовой разрыв вредит экономике.
«По всем законам экономики официальный курс должен быть более-менее приближен к равновесному. Если посмотреть историю любой из стран, где было «два и более курса», это ни к чему хорошему, в конечном счёте, не привело. В любом случае происходила девальвация, и чем раньше она происходит, тем безболезненней её последствия», – отметил министр.
Дмитрий Болтрушко подчеркнул, что если бы это было сделано в тот момент, когда ПРБ предлагал повысить официальный курс до 12,5 рублей (июнь 2016), то, скорее всего, точка баланса была бы установлена именно на этой отметке. Сейчас же, для того чтобы сбить коммерческие курсы, официальный курс придётся повысить ещё больше. Однако окончательное решение по этому поводу остаётся за депутатами Верховного Совета.
Министр добавил, что по расчётам Правительства, если бы курс был повышен до отметки в 12,5 рубля, инфляция по итогам года составила не более 5%.
При этом министр добавил, что двойственность курсов негативно сказывается на экономике в том плане, что предприятия-экспортёры не заинтересованы продавать в ПРБ и в обслуживающие банки валюту по официальному курсу, который ниже коммерческого или того, что установлен на «чёрном» рынке, и, возможно, некоторых из них это побуждает искать способы «придерживать валюту».
Однако вместе с тем министр положительно оценил повышение коммерческого курса в той части, что экспортёры, даже склонные к не совсем безукоризненному ведению бизнеса, будут реализовывать оставшуюся после обязательной продажи ПРБ валюту в банках, а не на «чёрном» рынке, а значит, с этой операции будут уплачиваться налоги.
«Если коммерческие банки будут устанавливать реальный равновесный курс, то значительная доля валютных операций будет выведена из тени», – сказал министр.