Газета «Приднестровье», 4 сентября 2014 года
МЫСЛИТЬ ДАЛЬШЕ, ЧЕМ НА ОДИН ХОД
В августе в Приднестровье увеличились поступления в государственный бюджет, и это позволило погасить 15%-ю задолженность по зарплате перед бюджетниками за июнь. Тем самым фактически сделан первый шаг к тому, чтобы бюджетная сфера вернулась к стопроцентному финансированию по зарплатам. Если ситуация с наполнением госказны будет и дальше улучшаться, то это вполне возможно уже до конца года.
Вокруг вопроса с зарплатами было сломано немало копий. Кто-то пытался извлечь из этого какие-то политические выгоды для себя. Но спустя два месяца можно сказать, что решение Правительства позволило выйти из ситуации с куда меньшими потерями, чем могло бы быть. Самое главное – была сохранена стабильность рубля. Если бы, например, курс доллара увеличился с 11 до 15 рублей, то реальные зарплаты сразу «полетели» бы вниз на 30%, а с учетом роста инфляции – и больше.
Какие проблемы поставит перед нами наступающая осень? В Приднестровье по-прежнему сохраняется большой дефицит госбюджета. Чтобы «закрыть» его, нужны новые решения, в частности, в налоговой политике. Правительство республики уже предложило проект налоговой реформы (в Концепции налоговой и бюджетной политики на 2015 год и среднесрочную перспективу). Основная идея, напомним, в том, чтобы отменить нынешний налог на доходы организаций и ввести три классических, принятых в большинстве стран мира: налога на прибыль, на имущество юридических лиц и на добавленную стоимость (НДС).
Сейчас этот документ будет обсуждаться в Верховном Совете, и главное, чтобы дискуссия по нему не потонула в каких-то чисто конъюнктурных, сиюминутных политических соображениях.
Как однажды сказал нынешний декан экономического факультета МГУ профессор Александр Аузан, «изменения нужны почти всем, но только если мы думаем о долгосрочной перспективе, о наших детях и внуках; если же мы думаем в пределах одного года или квартала, то изменения нам абсолютно не нужны». По замечанию российского экономиста, «когда у человека есть ценности, он выходит из ловушки одноходовой игры, начинает мыслить более широко, планировать надолго».
«Экономика торговли»
Сегодня мы обрисуем для нашего читателя некоторые проблемные вопросы, которые подняты в проекте Концепции налоговой и бюджетной политики. Данные статистики говорят нам о том, что основу (до 80%) налоговых поступлений в консолидированный бюджет государства составляют четыре вида налогов – единый социальный налог (за счет которого выплачиваются пенсии), налог на доходы организаций, импортные пошлины, а также подоходный налог с физических лиц. Если остановиться на налоге на доходы организаций (НДО), то по нему в минувшем году было собрано 768 миллионов рублей. Более половины этой суммы – 390 миллионов – дала приднестровская промышленность.
В ходе анализа, который проводило минэкономразвития, выяснилась такая парадоксальная вещь: нагрузка на единицу дохода по НДО в промышленном секторе – вдвое больше, чем в торговле и общественном питании. То есть налоговая система такова, что фактически мы стимулируем торговлю, а не производство. Промышленники, в сущности, давно обращают на это внимание. Как отметил на одном из недавних совещаний в Торгово-промышленной палате республики генеральный директор бендерской обувной фабрики «Флоаре» Борис Кичук, «иногда производителям легче купить, привезти и продать аналогичную продукцию, чем самому произвести и заплатить все налоги». В таких условиях не стоит удивляться тому, что и малый бизнес слабо идет в производство.
Учитывая, что промышленность является крупнейшим налогоплательщиком, эта ситуация в перспективе угрожает стабильности бюджета республики. Сегодня мы видим, что у некоторых промышленных предприятий в виде налога на доходы уходит почти вся прибыль. Это не оставляет им особых шансов на развитие, ведет к падению объема производства, а значит, и отчислений. В то же время, как отмечает минэкономразвития, нагрузка на такие непроизводственные сферы, как торговля и общественное питание, коммерческая деятельность и операции с недвижимым имуществом, несправедлива и недостаточна. Вопрос – где все-таки у нас в экономике приоритеты?
«Свои и чужие»
По словам министра экономического развития Владимира Артеменко, есть три условных источника налогов – с физических лиц, с отечественных предпринимателей и предприятий, а также с зарубежного бизнеса (через налоги на его продукцию). Налоги с физических лиц включают в себя подоходный и единый социальный налог, налог на имущество. Приднестровский бизнес оплачивает налог на доходы организаций и акцизы. С зарубежного бизнеса собирают таможенные пошлины и те же акцизы.
Здесь есть любопытный вопрос – какова доля каждого из этих источников налогов в общем объеме налоговых поступлений приднестровского бюджета? Какова, например, доля зарубежного бизнеса? По подсчетам минэкономразвития, она в Приднестровье составляет всего 23% (это в условиях, когда большинство товаров в республике – импортные), в то время как на Украине – 58%, в Молдове – 64%, в России – 45%.
«Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что мы бережем зарубежный бизнес, для которого наша республика – благодатный рынок сбыта. А бюджет наполняем только в основном за счет налогов с граждан и местных предпринимателей», – отмечает глава минэкономразвития.
Здесь будет уместно сравнить, например, те же ставки акцизов на импортируемые подакцизные товары, а также сам перечень этих товаров в Приднестровье, Молдове и Украине. В соседних государствах и ставки намного выше, и перечень куда шире.
На пиво у нас акциз вдвое ниже, чем в РМ, на водку – в 10 раз ниже, чем в Молдове и Украине, на слабоалкогольные напитки – в 6 раз ниже. Этот список можно продолжать. По сравнению с Украиной и Молдовой в ПМР отсутствуют акцизы на целый ряд видов топлива.
Возникает вопрос – почему так? Почему ставки акцизов до сих пор находятся на столь низком уровне? Интересы каких групп бизнеса мы здесь защищаем? Минэкономразвития подсчитало – если увеличить акцизы до уровня, хотя бы сопоставимого с уровнем соседних стран, то государственная казна могла бы получить от этого налога в 3,2 раза больше средств, чем сейчас. Если в конкретных цифрах – это на 30 миллионов долларов больше.
В розничную цену товаров любое торговое предприятие всегда включает внутренние косвенные налоги (ведущую роль среди которых играет НДС), а также налоги на внешнюю торговлю. «Во всех сопредельных странах – России, Украине, Молдове – их доля в налоговых поступлениях превышает 75%. Удивительное единство сбалансированных экономик, не правда ли? В Приднестровье же доля таких налогов, по самым оптимистическим расчетам, составляет не более 40%!» – отмечает Владимир Артеменко.
Что можно сказать в итоге? Наша нынешняя налоговая система, повторим, поддерживает, с одной стороны, непроизводственные сферы экономики (причем где-то в ущерб промышленности), с другой – зарубежный бизнес в ущерб отечественному. Где же тут взяться экономическим перспективам? Если мы хотим развиваться и построить модель, которая обеспечит будущее республики, – надо менять налоговые механизмы, ориентируясь при этом на сокращение бюджетного дефицита с нынешних 35-40% до 5-10%.
Без пополнения госбюджета Приднестровью не решить многих проблем, которые сегодня дают о себе знать все сильнее. По словам разработчиков Концепции налоговой и бюджетной политики, республика находится на грани потери основных объектов инфраструктуры. Дорожный фонд в прошлом году собрал 104 миллиона рублей, однако для капитального ремонта дорог Приднестровья нужна в 20 раз большая сумма –около 2 миллиардов рублей. Примерно такая же ситуация и в жилищно-коммунальном хозяйстве – физический износ жилищного фонда республики, согласно оценке специалистов, достигает 70%, и необходимо 48 миллионов долларов, чтобы починить внутридомовые сети, подъезды, кровли и другие объекты общего пользования жилых домов.
ВЛАДИМИР ГОРСКИЙ.
http://www.pridnestrovie-daily.net/gazeta/articles/view.aspx?ArticleID=32200